Показать сообщение отдельно
Старый 18.11.2016, 13:39   #160
Tamplier
Бывалый
 
Аватар для Tamplier
 
Регистрация: 04.02.2015
Сообщений: 710
Репутация: 242
По умолчанию

Чем больше пишу по этой теме, тем больше поражаюсь, как мало мы знаем о этой войне. Недавно нашел информацию в сети про битву за Воронеж. Сначала отнеся к этому не серьезно, а когда стал больше читать по этой теме, понял, даже звания Город Воинской Славы мало для этого города.
Вроде и город большой, а так сразу не назовешь его ярких достопримечательностей. Только, разве, детский мультик "Котенок с улицы Лизюкова" вспомнится.
Думаю, будет все-таки интересно уважаемым форумчанам услышать ИСТИННУЮ историю БИТВЫ ЗА ВОРОНЕЖ
У городов, как у людей, свои судьбы. В жизни человека бывают события, которые преждевременно множат на его лице морщины и серебрят виски. В истории городов есть периоды, оставляющие глубокий след на их облике и остающиеся в памяти многих поколений. Воронежцы помнят и по сей день глубоко чтят эти 212 дней, когда на улицах и площадях, в парках и скверах, в жилых кварталах и на заводских территориях, в центре и пригородах, днем и ночью шли невиданные по ожесточенности и кровопролитию бои, явившие примеры личного и массового героизма сотен тысяч советских солдат и мирных жителей. В этом своем коротком повествовании я не стану останавливаться на перечислении всех армейских частей и подразделений, всех героических имен, покрывших себя немеркнущей славой на воронежской земле, но хочу истинно уверить читателя, что подвиг их никогда не был и не будет забыт. Эта память хранится в сотнях братских могил, в названиях половины улиц и площадей, в больших мемориалах и скромных монументах, разбросанных по всему городу, в музеях и в застывших с войны руинах. Но главное, она и сегодня хранится в сердце и памяти благодарных воронежцев.
Самого понятия «битва за Воронеж» в истории 2-й мировой войны не существовало. Советские историки расплывчато указывали то на один, то другой фланг фронтов, на перемещения воинских группировок, на стратегические маневрирования, упоминая Воронеж, скорее как географический ориентир. Основной причиной тому явился послевоенный статус города, ставшего центром многих секретных разработок в области радиоэлектроники, электротехники, ракетных двигателей и космических станций и много другого, что работало на ВПК. В годы, когда страна начала отмечать свои города особым титулом «Город-Герой», В.И.Воротниковым, коренным воронежцем и видным партийным руководителем, были представлены документы на присвоение этого почетного звания Воронежу. Но так как данный статус предполагал кроме всего прочего и развитие туризма, были придуманы различные поводы к отказу, так как привлечения внимания к центру секретных разработок допустить было нельзя. Один из таких надуманных поводов был особенно обиден для воронежцев и говорил о том, что город был оставлен армией и просто перешел под контроль врага. Городу был присвоен орден «Отечественной войны 1-й степени», а все материалы о ходе боевых действий засекречены. В 2007 году архивы открыли, и Воронеж стал одним из первых «Городов воинской Славы», что вызвало лишь тяжелый вздох у горожан, а заодно и появилось такое понятие - «Битва за Воронеж»
О значении Воронежа в компании 1942 года говорит немецкое командование:
Директива № 41
Фюрер и верховный главнокомандующий вооруженными силами ОКВ (Штаб оперативного руководства) № 55616/42
Сов. секретно. Только для командования
Ставка фюрера
5.4.1942 г.

...после вступления о героизме немцев и планах по разгрому советов, формулирования общего замысла, в разделе проведения операций сказано:
«В. Главная операция на Восточном фронте. Ее цель, как уже указывалось, - разбить и уничтожить русские войска, находящиеся в районе Воронежа, южнее его, а также западнее и севернее р. Дон.
... Началом всей этой операции должно послужить охватывающее наступление или прорыв из района южнее Орел в направлении на Воронеж. Из обеих группировок танковых и моторизованных войск, предназначенных для охватывающего маневра, северная должна быть сильнее южной. Цель этого прорыва - захват города Воронежа.»
Дальнейшей задачей германский штаб ставил продвижение войск на юг от Воронежа вдоль р. Дон, для соединений с группировкой, двигавшейся от Таганрога, в районе Сталинграда:
«...В любом случае необходимо попытаться достигнуть Сталинграда или, по крайней мере, подвергнуть его воздействию нашего тяжелого оружия с тем, чтобы он потерял свое значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций.»

В дальнейшем, перед самым захватом донских переправ, под впечатлением успеха от боев на р. Оскол у Гитлера возникли сомнения относительно того, не задержат ли бои за Воронеж намеченный поворот войск на юг. Поэтому он вечером 3 июля 1942 г. приказал сообщить командованию группы армий «Юг», что больше не настаивает на захвате Воронежа и предоставляет командованию этой группы армий решить вопрос о том, занимать город или нет. Быстро меняющаяся оперативная обстановка подвигла командующего этой группировкой фельдмаршала фон Бока к решению об атаке на Воронеж. В последствии фон Бок был отстранен от командования группой армий «Юг» из-за катастрофы в Воронеже.
В эти дни Воронеж действительно был оставлен регулярными частями армии, передислоцированными южнее, вслед за переводом туда ставки командующего. Для обороны города оставались батальоны ополченцев, несколько батальонов НКВД, курсантов школы милиции, кавалеристы, 232-я дивизия, еще не прошедшая комплектацию и обучение и несколько разрозненных воинских подразделений. Огромная заслуга в защите города принадлежит Городскому комитету обороны, имевшему столь незначительные силы и сумевшему организовать упорное сопротивление.
Тем временем на Воронеж надвигались специально созданная отборная группировка «Вейхс», куда входили 4-я танковая армия Гота, имевшая в своем составе элитную дивизию СС «Великая Германия», 2-я немецкая армия, 6-я немецкая армия под командованием генерал-полковника Паулюса, 4-я авиационная армия и 8-й элитный авиакорпус, 10-я зенитная дивизия и 2-я венгерская королевская армия. Операцией под кодовым названием «Блау» командовал генерал-фельдмаршал Максимилиан фон Вейхс.
Листовки, обращенные к немецким солдатам призывали: «Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами! Ваши знамена прошелестели над городами Европы! Вам осталось взять Воронеж! Вот он перед вами! Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж - это конец войны! Воронеж - это отдых! Вперед!»

Перед решающими днями своих боев Воронеж, находившийся на военном положении с 22 июня 1941 года, в течение длительного времени подвергался массированным воздушным налетам. Особенно сильными они стали к июлю 1942 года, когда за ночь на город обрушивались тысячи бомб. Но промышленность города продолжала работать, часть ее была эвакуирована, жители города оставались на своих местах и героически боролись с сотнями пожаров. Над городом в течение многих дней стояли черные клубы дыма и огненное зарево.
В таком положении город встретил врага. Он встретил его упорным сопротивлением у донских переправ западнее своих окраин, где гитлеровцы понесли огромные потери. Встретил выдумкой своих зенитчиков, опускавших стволы орудий и бивших по новым тяжелым танкам, впервые введенным в бой на восточном фронте, прошивая их насквозь. Встретил героизмом летчиков 2-й ударной авиационной армии, вступавших в неравные бои с армадами немецких бомбардировщиков (иногда это соотношение было - 2 против 29) и выходивших победителями, совершавших и подвиги воздушных таранов, и Гастелло (это о них фильм Быкова «В бой идут одни старики»). Встретил яростью народных ополченцев, о необыкновенной стойкости которых писал в своих дневниках начальник штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер. Он же уже под 5-м июля отмечает: «24-я танковая армия и дивизия «Великая Германия» рискуют быть истребленными в наступлении на укрепленный Воронеж».
Тем не менее, несмотря ни на что, силы были неравны и уже 6 июля фашисты вошли в город. Эта дата отмечена в истории первым днем немецкого вторжения. К Воронежу успели подойти части отступавшей 40-й армии, 60-й армии, 5-й танковой армии и новообразованных танковых корпусов. Тяжелые танковые сражения развернулись на окраинах города, где столкнувшись с новой немецкой техникой и соответственно новой тактикой, наши части несли тяжелые потери и массированные контрнаступательные операции Красной Армии не имели успеха. Счет подбитым с обеих сторон машинам шел на многие сотни. Тем не менее, рокадное шоссе на Москву удалось удержать.
В городе оставалось, по крайней мере, половина (около 200 тыс.) жителей. В этих условиях развернулись упорные уличные бои. Через несколько дней большая часть правобережной (основной) части города перешла под фашистский контроль. Исключение составил только северный городок сельскохозяйственного института, где многодневные бои носили ужасающий характер, в большей мере переходящий в рукопашные схватки за каждый дом. Мосты через реку Воронеж были взорваны (кроме железнодорожного). Наши подразделения закрепились в левобережной части города. Уже 7 июля фон Вейхс объявил солдатам об окончательном захвате Воронежа, но это было только начало. В этот же день был образован Воронежский фронт. Совинформбюро в течение нескольких недель не решалось сообщить стране страшную правду о бьющемся городе, заменяя ее словами «...упорные бои в районе Воронежа».
Однажды фашистам удалось переправиться на левый берег Воронежа южнее города, но при продвижении в сторону центра, их пехотный полк напоролся на истребительный батальон русских и был полностью уничтожен. В самом городе вспыхнула партизанская война и фашистский террор. Немцы решили выгнать из города всех жителей, для чего был издан специальный приказ. Тех, кто не мог покинуть город в течение 24 часов, ждал расстрел. На центральных улицах и площадях города, на деревьях скверов и оградах парков, на светофорах и фонарных столбах, на памятниках висели трупы казненных горожан. Из больниц, где проходили лечение раненные от воздушных налетов гражданские лица, фашисты забрали всех и в месте, называемом Песчаный Лог, на южной окраине города расстреляли. Всего около полутысячи человек. Расстреляли и «цивилизованные европейцы» всех пациентов психиатрической больницы вместе с врачами (этот эпизод вошел в знаменитую кино-эпопею режиссера Матвеева «Судьба» и «Любовь земная»). Воронеж оказался единственным городом Европы, где оккупационный фашистский режим не смог установить свою администрацию и назначить бургомистра. На призывы немцев записываться в полицию не пришел ни один человек. Из каждого подъезда, каждого оконного проема, каждого подвала фашистам грозила смерть. Особенно к ярости горожан послужил случай, произошедший 13 июня, за месяц до немецкого вторжения. Тогда, в воскресный день, в городском детском парке было по обыкновению много детворы. Внезапно именно на парк был совершен массированный авиа-налет. Погибли сотни маленьких воронежцев. Поодиночке и в составе десятков партизанских отрядов горожане безжалостно мстили врагу. Не нашлось ни одного предателя!
Особого внимания заслужили воронежские коммунисты. Наверное, помня о них, Воронеж всегда считается частью «красного пояса». Все до единого, от секретарей горкома и райкомов до рядовых, они вошли в состав коммунистического батальона. Это подразделение с первых дней обороны города вступило в схватку с врагом, действуя и самостоятельно, и в составе регулярных войск. Они сражались на самых страшных участках фронта, первыми поднимались в бой, выполняли самые ответственные задания. Почти все они оставили свои фамилии на обелисках павших героев. То же можно сказать и о бойцах НКВД, бесстрашно сражавшихся с гитлеровцами в первые дни ожесточенных уличных боев, совершавших дерзкие рейды и отбивавших у врага целые кварталы.
__________________
Рожденный в СССР
Tamplier вне форума   Ответить с цитированием