Вернемся к рупии 1862 года. Как мы определили немного ранее, основу
аверс
Лицевая, главная сторона монет и медалей. Общепринятым в современных монетных каталогах считается определение по следующим признакам: Портрет главы государства, монарха, монетного сеньора или другого обладателя монетной регалии. Государственный герб,эмблема и т. п. а составил портрет, схожий с портретом на «готической» кроне. Несколько изменилось монаршее платье. Ну, нельзя же в Индии, стране со строгими правилами появляться в декольте, надо быть скромнее. Поэтому грудь «прикрыли» платьем с характерными панельками с цветочным рисунком. В остальном же это портрет с «готической» кроны.
Некоторые источники, которые мне удалось найти, говорят, что матрицы и пуансоны для рупии 1862 года были подготовлены тремя разными граверами:
Л.С. Вайоном (L.C. Wyon) – главным гравером королевского монетного двора;
Казинахом Дасом (Kasinath Das) – главным гравером монетного двора в Калькутте;
Й.Лутцем (J.Lutz) – немецким гравером.
Соответственно каждый из этих внес свои «5 копеек». Некоторые исследователи говорят о «тайных» знаках, таких как полумесяц, буквы «J» и «V» на
аверс
Лицевая, главная сторона монет и медалей. Общепринятым в современных монетных каталогах считается определение по следующим признакам: Портрет главы государства, монарха, монетного сеньора или другого обладателя монетной регалии. Государственный герб,эмблема и т. п. е монеты. Мои попытки найти, где же располагаются эти знаки, не привели ни к чему. Хотя встречалось, что расположены они (знаки) на плече королевы. Прямо Александр Дюма-отец и его миледи вместе с тремя мушкетерами, да и только! Сколько я не высматривал рупии в своей коллекции, и хорошие изображения в Сети, я так и не нашел эти знаки.
Попробуйте и вы. Может быть повезет больше или глаза лучше.