Tamplier
07.12.2015, 23:34
Сегодня прочитал на РИА НОВОСТИ вот какую информацию:
Палубный летчик № 1 Апакидзе навечно зачислен в списки нахимовцев
Стало интересно, чем же он известен.
И вот, что я вычитал.
Апакидзе Тимур Автандилович – командир 57-й смешанной корабельной
авиационной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Северного
флота, полковник.
Родился 4 марта 1954 года в городе Тбилиси Грузинской ССР. Грузин. В
возрасте одного года переехал с матерью в город-герой Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), где рос и учился в школе. После окончания 8 класса
поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
В 1971 году, накануне окончания училища, нахимовец Т.А.Апакидзе послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой в порядке исключения
направить его в лётное училище и дал обязательство вернуться на флот, на что получил согласие Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова.
С 1971 года - в Вооружённых Силах СССР. В том же 1971 году он становится курсантом Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т.А.Апакидзе назначен лётчиком в 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк имени В.П. Чкалова ВВС Балтийского флота.
К 1983 году майор Т.А.Апакидзе уже был заместителем командира по лётной подготовке этого полка. В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ, полагая, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя. С 1983 года - на учёбе в академии.
В 1986 году окончил Военно-морскую академию имени А.А.Гречко, по
окончании которой он был направлен в город Николаев на должность
командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра боевого применения морской авиации. Затем в той же должности служил в городе Саки Крымской области.
К концу 1980-х – началу 1990-х годов Т.А.Апакидзе – один из лучших
лётчиков ВМФ СССР: он первым из строевых лётчиков 26 сентября 1991
года выполнил посадку корабельного истребителя Су-27К (Су-33) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Всего совершил более трёхсот посадок на палубу днём, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья. Он фактически стал родоначальником современной корабельной авиации России. А до этого, 11 июля 1991 года – в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошёл частичный отказ систем управления. По приказу с земли Т.А.Апакидзе покинул самолёт, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».
На момент распада СССР в 1991 году полковник Т.А.Апакидзе служил в
должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки Центра боевого применения морской авиации (Саки, Крым). Отказался принимать украинскую присягу, а также отклонил предложение возглавить ВВС Грузии.
«Присягают только один раз» – заявил он и вместе с лётчиками полка и его Боевым Знаменем улетел в Североморск. На Краснознамённом Северном флоте, куда с Чёрного моря перебазировался ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», Т.А.Апакидзе в 1992 году был назначен сначала начальником воздушно-огневой и тактической подготовки, а в том же году - командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Североморск-3). С марта 1993 года - заместитель командира, а с ноября 1994 года – командир 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Северного флота.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за
отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку лётчиков-
истребителей для ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай
Кузнецов» полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание
Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
В конце 1995 года командир дивизии Т.А.Апакидзе добился для ТАКР
«Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» выхода в
Средиземное море на боевую службу. За время похода, завершившегося в
марте 1996 года, лётчики совершили 2500 посадок на палубу. Сам командир садился до семи раз в день, не щадя себя, показывая пример другим. Но после 1996 года интенсивность полётов, несмотря на всю энергию Т.А.Апакидзе, снизилась. С этого времени единственный российский авианесущий крейсер выходил в море на 2-3 недели в год для учебно-тренировочных полётов. А затем выходы в море вообще прекратились. Палубных лётчиков на нём осталось не более пятнадцати.
Осенью 1997 года генерал-майор Т.А.Апакидзе и несколько его подчинённых научились выполнять «кобру Пугачёва» и «колокол» – приёмы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приёмы не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России.
В 1998 году Т.А.Апакидзе был направлен на учёбу в Военную академию
Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которую в
2000 году. С 2000 года - заместитель командующего по лётной подготовке
авиации ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-
майором, Т.А.Апакидзе продолжал летать. Он гордился тем, что за время
службы на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» не
погиб ни один пилот, и высказался так: «Я готов каждый метр его палубы
целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика.
Теряем людей в основном на земле».
Освоил 13 типов самолётов, имел налёт в 3850 часов, выполнил 283 посадки на палубы кораблей.
Трагически погиб 17 июля 2001 года во время воздушного праздника в честь 85-летия создания Морской авиации ВМФ России на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава морской авиации в городе Остров Псковской области. Генерал-майор Т.А.Апакидзе на истребителе Су-33, как всегда, с фантастическим блеском выполнил свою пилотажную программу. При выполнении сложного маневра захода на посадку возникли технические неполадки самолёта, с земли было видно, что самолёт вышел из повиновения. Генерал-майор Т.А.Апакидзе не стал катапультироваться, хотя два раза получал команду от руководителя полётами. Видимо, до последней секунды пилот старался спасти самолёт: до посадочной полосы ему не хватило 3 километра.
Палубный Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни
Черепягино. На земле никто не пострадал. При столкновении с землёй
лётчика выбросило из кабины самолёта, он получил множественные
переломы. По дороге в больницу Т.А. Апакидзе скончался. Похоронен на
Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).Генерал-майор (15.12.1995). Награждён советским орденом "За службу
Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1988), российским
орденом "За личное мужество" (1993), медалями, в том числе "За боевые
заслуги" (1982).
"Заслуженный военный лётчик Российской Федерации" (1994). "Военный
лётчик-снайпер".
Имя Т.А.Апакидзе присвоено одной из улиц города Остров Псковской
области (она находится в микрорайоне, где живут авиаторы Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации). На месте падения истребителя, которым пилотировал Т.А.Апакидзе, установлен памятный знак и заложена часовня. В июле 2003 года на главной площади города Североморск был открыт памятник – бронзовый бюст Герою России генерал-майору Тимуру Апакидзе (скульптор Пётр Абарин). Его имя присвоено улице, на которой он жил в гарнизоне «Североморск-3» (ЗАТО город Североморск Мурманской области). Мемориальные доски установлены в Североморске-3 на доме, где он жил, в городах Калининград и Саки.
Именем Героя названа средняя общеобразовательная школа № 57 в Мурманске. В Мурманске проводится турнир по каратэ памяти
Т.А. Апакидзе.
Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района (Крым).
4 марта 2002 года посмертно удостоен медали № 1 и премии имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова, учреждённой Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс – Меркурий», которой по согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление её боевой мощи и высокое лётное мастерство.
Палубный летчик № 1 Апакидзе навечно зачислен в списки нахимовцев
Стало интересно, чем же он известен.
И вот, что я вычитал.
Апакидзе Тимур Автандилович – командир 57-й смешанной корабельной
авиационной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Северного
флота, полковник.
Родился 4 марта 1954 года в городе Тбилиси Грузинской ССР. Грузин. В
возрасте одного года переехал с матерью в город-герой Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), где рос и учился в школе. После окончания 8 класса
поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
В 1971 году, накануне окончания училища, нахимовец Т.А.Апакидзе послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой в порядке исключения
направить его в лётное училище и дал обязательство вернуться на флот, на что получил согласие Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова.
С 1971 года - в Вооружённых Силах СССР. В том же 1971 году он становится курсантом Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т.А.Апакидзе назначен лётчиком в 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк имени В.П. Чкалова ВВС Балтийского флота.
К 1983 году майор Т.А.Апакидзе уже был заместителем командира по лётной подготовке этого полка. В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ, полагая, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя. С 1983 года - на учёбе в академии.
В 1986 году окончил Военно-морскую академию имени А.А.Гречко, по
окончании которой он был направлен в город Николаев на должность
командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра боевого применения морской авиации. Затем в той же должности служил в городе Саки Крымской области.
К концу 1980-х – началу 1990-х годов Т.А.Апакидзе – один из лучших
лётчиков ВМФ СССР: он первым из строевых лётчиков 26 сентября 1991
года выполнил посадку корабельного истребителя Су-27К (Су-33) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Всего совершил более трёхсот посадок на палубу днём, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья. Он фактически стал родоначальником современной корабельной авиации России. А до этого, 11 июля 1991 года – в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошёл частичный отказ систем управления. По приказу с земли Т.А.Апакидзе покинул самолёт, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».
На момент распада СССР в 1991 году полковник Т.А.Апакидзе служил в
должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки Центра боевого применения морской авиации (Саки, Крым). Отказался принимать украинскую присягу, а также отклонил предложение возглавить ВВС Грузии.
«Присягают только один раз» – заявил он и вместе с лётчиками полка и его Боевым Знаменем улетел в Североморск. На Краснознамённом Северном флоте, куда с Чёрного моря перебазировался ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», Т.А.Апакидзе в 1992 году был назначен сначала начальником воздушно-огневой и тактической подготовки, а в том же году - командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Североморск-3). С марта 1993 года - заместитель командира, а с ноября 1994 года – командир 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Северного флота.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за
отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку лётчиков-
истребителей для ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай
Кузнецов» полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание
Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
В конце 1995 года командир дивизии Т.А.Апакидзе добился для ТАКР
«Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» выхода в
Средиземное море на боевую службу. За время похода, завершившегося в
марте 1996 года, лётчики совершили 2500 посадок на палубу. Сам командир садился до семи раз в день, не щадя себя, показывая пример другим. Но после 1996 года интенсивность полётов, несмотря на всю энергию Т.А.Апакидзе, снизилась. С этого времени единственный российский авианесущий крейсер выходил в море на 2-3 недели в год для учебно-тренировочных полётов. А затем выходы в море вообще прекратились. Палубных лётчиков на нём осталось не более пятнадцати.
Осенью 1997 года генерал-майор Т.А.Апакидзе и несколько его подчинённых научились выполнять «кобру Пугачёва» и «колокол» – приёмы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приёмы не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России.
В 1998 году Т.А.Апакидзе был направлен на учёбу в Военную академию
Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которую в
2000 году. С 2000 года - заместитель командующего по лётной подготовке
авиации ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-
майором, Т.А.Апакидзе продолжал летать. Он гордился тем, что за время
службы на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» не
погиб ни один пилот, и высказался так: «Я готов каждый метр его палубы
целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика.
Теряем людей в основном на земле».
Освоил 13 типов самолётов, имел налёт в 3850 часов, выполнил 283 посадки на палубы кораблей.
Трагически погиб 17 июля 2001 года во время воздушного праздника в честь 85-летия создания Морской авиации ВМФ России на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава морской авиации в городе Остров Псковской области. Генерал-майор Т.А.Апакидзе на истребителе Су-33, как всегда, с фантастическим блеском выполнил свою пилотажную программу. При выполнении сложного маневра захода на посадку возникли технические неполадки самолёта, с земли было видно, что самолёт вышел из повиновения. Генерал-майор Т.А.Апакидзе не стал катапультироваться, хотя два раза получал команду от руководителя полётами. Видимо, до последней секунды пилот старался спасти самолёт: до посадочной полосы ему не хватило 3 километра.
Палубный Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни
Черепягино. На земле никто не пострадал. При столкновении с землёй
лётчика выбросило из кабины самолёта, он получил множественные
переломы. По дороге в больницу Т.А. Апакидзе скончался. Похоронен на
Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).Генерал-майор (15.12.1995). Награждён советским орденом "За службу
Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1988), российским
орденом "За личное мужество" (1993), медалями, в том числе "За боевые
заслуги" (1982).
"Заслуженный военный лётчик Российской Федерации" (1994). "Военный
лётчик-снайпер".
Имя Т.А.Апакидзе присвоено одной из улиц города Остров Псковской
области (она находится в микрорайоне, где живут авиаторы Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации). На месте падения истребителя, которым пилотировал Т.А.Апакидзе, установлен памятный знак и заложена часовня. В июле 2003 года на главной площади города Североморск был открыт памятник – бронзовый бюст Герою России генерал-майору Тимуру Апакидзе (скульптор Пётр Абарин). Его имя присвоено улице, на которой он жил в гарнизоне «Североморск-3» (ЗАТО город Североморск Мурманской области). Мемориальные доски установлены в Североморске-3 на доме, где он жил, в городах Калининград и Саки.
Именем Героя названа средняя общеобразовательная школа № 57 в Мурманске. В Мурманске проводится турнир по каратэ памяти
Т.А. Апакидзе.
Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района (Крым).
4 марта 2002 года посмертно удостоен медали № 1 и премии имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова, учреждённой Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс – Меркурий», которой по согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление её боевой мощи и высокое лётное мастерство.