Просмотр полной версии : О открытии Австралии
По умолчанию Баунти.
Бунтовщики, 29 апреля 1789
«Ба́унти»— Корабль Его Величества «Баунти» или HMAV Bounty — Вооружённое судно Его Величества «Баунти») — трёхмачтовый корабль, общим водоизмещением 215 тонн, сошедший со стапелей в Дептфорде в 1787 году как торговый. Первоначальное название «Bethia». 23 декабря 1787 года перестроенный «Баунти», под командованием лейтенанта Уильяма Блая вышел в плавание к Таити, где должен был взять груз саженцев хлебного дерева для плантаций Ямайки. 26 октября 1788 года «Баунти» прибыл на Таити, а 4 апреля 1789 года вышел в море. Однако 28 апреля 1789 года на корабле произошёл бунт, в результате которого помощник капитана Флетчер Кристиан захватил власть на судне, высадил Уильяма Блая и оставшихся верными ему членов команды на 7-метровый баркас, а сам повёл «Баунти» обратно на Таити.
Рождению идеи перевезти саженцы хлебного дерева на новые места обитания поспособствовал совет Джозефа Банкса, данный британским властям, которые в то время были заняты поисками новых источников питания для рабов, работающих на плантациях сахарного тростника. Банкс был тогда консультантом Королевского ботанического сада Кью-Гарденс, находящегося недалеко от Лондона. Несколько лет спустя Джозеф Банкс в качестве ботаника участвовал в экспедициях капитана Джеймса Кука по Тихому океану. Вскоре Банкс и Кук поняли, что хлебное дерево — весьма перспективная культура. Целью Уильяма Блая было взять на борт около тысячи саженцев хлебного дерева. Затраты на дальнее путешествие окупились бы, когда эти деревца прижились бы на новом месте — в британских колониях на островах Карибского архипелага.
Мятеж на «Баунти»
Банкс, хотя он и не сопровождал Блая в его экспедиции, разработал план ухода за саженцами во время долгого плавания, особое внимание обратив на то, что им нужно обилие пресной воды. По мнению некоторых историков и исследователей, то, что о создании условий для растений и об их поливе заботились в ущерб членам команды, переполнило чашу их терпения и спровоцировало заговор. На рассвете 28 апреля 1789 года, недалеко от острова Тонга, капитан Блай вместе с 18 верными ему членами команды под угрозой смерти был высажен в шлюпку. Его драгоценный груз, по мнению историков, погиб: необразованные мятежники выбросили его за борт.
Так как долго оставаться на Таити мятежникам было опасно (рано или поздно за ними должна была прийти карательная экспедиция), Флетчер Кристиан принял решение отправиться на поиски необитаемого острова, где Королевский флот не смог бы его найти. 16 членов команды остались на Таити, и 14 из них были арестованы пришедшей карательной экспедицией HMS Pandora (2 умерли до прихода карателей). Впоследствии трое из них были приговорены к смертной казни и повешены на ноках реев линейного корабля «Брунсвик».
23 января 1790 года «Баунти», на котором находилось 9 членов экипажа, подошел к берегам острова Питкэрн. Кроме них, 6 таитянских мужчин, 11 таитянских женщин и один ребёнок стали первыми жителями острова.
Пребывание мятежников на острове Питкэрн было своего рода возмездием. Жизнь на острове была суровой. Зависть порождала насилие и смерть. В конце концов из мятежников остался в живых только один мужчина — Джон Адамс. Все остальные англичане и таитяне перебили друг друга в ссорах из-за женщин. Адамс принял на себя роль патриарха общины, воспитывая многочисленных детей, которые успели родиться до резни. Несмотря на эти проблемы и сопровождающие их трудности в борьбе за существование, «колония» выжила. Впоследствии потомки этих поселенцев получили право в 1856 году поселиться на острове Норфолк.
Сам корабль «Баунти» был сожжён мятежниками вскоре после высадки на Питкэрн, чтобы никто из них не смог убежать с острова.
Судьба Вильяма Блая
Кадр из классического фильма о событиях на «Баунти» (1935)
Блай и его спутники на своём 7-метровом баркасе провели семь недель, полных лишений и испытаний. Взяв курс на северо-запад, они миновали острова, теперь известные как Фиджи, затем поплыли к восточному побережью Новой Голландии (Австралия) и в конце концов обрели спасение на острове Тимор, который находится около 6000 километров западнее от того места, где они были оставлены.
Когда Блай вернулся в Англию, в его распоряжение предоставили два корабля. И он снова отправился на Таити за саженцами хлебного дерева. На этот раз (это было в 1792 году) ему удалось привезти 700 саженцев в Вест-Индию — на остров Сент-Винсент и на Ямайку. Там и по сей день растут хлебные деревья. Но по возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа и последовавших экранизаций.
Капитан Блай умер в 1817 году в звании вице-адмирала, в газетах с некрологом эпизод с восстанием на «Баунти» никак не упоминался.
Монета "Баунти" островного государства Ниуе,которое населяют 1618 чел человек,который распологается на растоянии 480 км от Тонга.
Ниу́э (англ. Niue , ниуэ Niuē-fekai) (старое название Са́видж (англ. Savage), «дикарский») — остров и одноимённое самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией в южной часаити за саженцами хлебного дерева. На этот раз (это было в 1792 году) ему удалось привезти 700 саженцев в Вест-Индию — на остров Сент-Винсент и на Ямайку. Там и по сей день растут хлебные деревья. Но по возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа и последовавших экранизаций.
Капитан Блай умер в 1817 году в звании вице-адмирала, в газетах с некрологом эпизод с восстанием на «Баунти» никак не упоминался.
Монета "Баунти" островного государства Ниуе,которое населяют 1618 чел человек,который распологается на растоянии 480 км от Тонга.
Ниу́э (англ. Niue , ниуэ Niuē-fekai) (старое название Са́видж (англ. Savage), «дикарский») — остров и одноимённое самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией в южной часаити за саженцами хлебного дерева. На этот раз (это было в 1792 году) ему удалось привезти 700 саженцев в Вест-Индию — на остров Сент-Винсент и на Ямайку. Там и по сей день растут хлебные деревья. Но по возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа и последовавших экранизаций.
Капитан Блай умер в 1817 году в звании вице-адмирала, в газетах с некрологом эпизод с восстанием на «Баунти» никак не упоминался.
Монета "Баунти" островного государства Ниуе,которое населяют 1618 чел человек,который распологается на растоянии 480 км от Тонга.
Ниу́э (англ. Niue , ниуэ Niuē-fekai) (старое название Са́видж (англ. Savage), «дикарский») — остров и одноимённое самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией в южной чассти Тихого океана, в Полинезии, к востоку от островов Тонга. Входит в состав Королевства Новой Зеландии. Граничит с территориальными водами Американского Самоа, Островов Кука и Тонга. Площадь суши — 261,46 км². Численность населения — 1611 человек (2011). Столица — посёлок Алофи (или Алофис).
Остров был открыт для европейцев в 1774 году британским мореплавателем Джеймсом Куком, который назвал его Савидж, или «Остров Дикарей». В 1900 году Ниуэ стал протекторатом Британской империи, а в 1901 году был аннексирован Новой Зеландией. В 1974 году Ниуэ стал самоуправляемым государственным образованием в содружестве с Новой Зеландией, однако самостоятельно участвуя в региональных международных отношениях. Ниуэ — член Южнотихоокеанской комиссии и Форума тихоокеанских островов.
Первая высадка в Австралии
Первым европейцем, посетившим Австралию, считается голландец Виллем Янсзон. Он вышел в плавание 28 ноября 1605 года из Бантама на корабле «Дюфкен». Обойдя с севера острова Кай и Ару, он достиг южного побережья Новой Гвинеи, совершенно незнакомого голландцам. Янсзон назвал его «Болотистой землей» и проследил береговую линию на протяжении 400 км. Обогнув затем остров Колепом, Янсзон повернул на юго-восток, пересек центральную часть Арафурского моря и неожиданно увидел берег. Это была Австралия.
В западной части полуострова Кейп-Йорк, близ устья небольшой речки, в мае 1606 года голландцы произвели первую документально подтвержденную высадку европейцев на Австралийском континенте. Янсзон вел свой корабль вдоль плоского пустынного берега. Хотя неизвестная земля, как убедились голландцы, тянулась и дальше на юг, 6 июня 1606 года у мыса Кервер («Поворот») «Дюфкен» повернул на 180 градусов и двинулся в обратный путь.
Во время высадки в заливе Альбатрос голландцы впервые вступили в контакт с австралийскими аборигенами. Немедленно завязался бой, с обеих сторон погибло несколько человек. Продолжая движение к северу, моряки проследили и нанесли на карту побережье полуострова Кейп-Йорк почти до его северной оконечности. Общая протяженность исследованного побережья Австралии, которую Янсзон окрестил Новой Голландией, составила около 350 км.
Исследования материка голландцами
Крушение английского корабля «Трайэл», произошедшее 25 мая 1622 года на рифах близ островов Монте-Белло и Барроу, показало, что полная неизученность вод, омывающих побережье Северо-Западной и Северной Австралии, грозит большими опасностями. Руководство Голландской Ост-Индской компании приняло решение исследовать океан к югу от Явы и проследить южный берег Новой Гвинеи. Для выполнения этой задачи из Батавии в январе 1623 году на двух кораблях — «Пера» и «Арнхем» — отправилась экспедиция Яна Карстенса.
Более недели голландские моряки шли вдоль южного побережья Новой Гвинеи. Утром 16 февраля Карстенс увидел вдали высокий горный хребет — это была западная часть гор Маоке. Спустя пять дней группа голландцев высадилась на берег, чтобы пополнить запасы. Местное население было настроено очень враждебно. В результате стычки погибли 10 моряков, в том числе капитан «Арнхема». 20 марта экспедиция достигла юго-западной оконечности Новой Гвинеи.
Погода ухудшилась, начался шторм. 28 марта Карстенс отправил штурмана на шлюпке с 12 матросами исследовать видневшийся вдали берег. Он сообщили, что море к востоку становится все мельче, а в отдалении видна пустынная земля. Между тем идти вдоль берега становилось опасно: мели и рифы стали попадаться все чаще. Голландцы повернули в открытое море. 12 апреля на горизонте вновь показалась земля. Это была Австралия. Две недели корабли Карстенса шли на юг вдоль западного берега полуострова Кейп-Йорк, несколько раз высаживаясь на сушу — в устьях рек и в бухтах.
Встретившиеся им аборигены держались довольно мирно. Плоский и низменный берег Северо-Западной Австралии Карстенс характеризовал в своем отчете как «самый бесплодный на Земле». Голландцы даже не смогли отыскать здесь в достаточном количестве пресной воды. Кроме того, флагманский корабль экспедиции «Пера» был поврежден. Карстенс поручил Колстеру, капитану «Арнхема», завершить исследование побережья, а сам повернул на север и благополучно добрался до Молуккских островов. Колстер же, двигаясь на юг, сумел достичь залива Карпентария. Воспользовавшись попутным юго-восточным муссоном, он повернул отсюда на северо-запад и, следуя этим курсом, открыл большой полуостров, позднее названный в честь его судна полуостровом Арнхемленд.
Уход голландцев с материка
Первая высадка в Австралии
Первым европейцем, посетившим Австралию, считается голландец Виллем Янсзон. Он вышел в плавание 28 ноября 1605 года из Бантама на корабле «Дюфкен». Обойдя с севера острова Кай и Ару, он достиг южного побережья Новой Гвинеи, совершенно незнакомого голландцам. Янсзон назвал его «Болотистой землей» и проследил береговую линию на протяжении 400 км. Обогнув затем остров Колепом, Янсзон повернул на юго-восток, пересек центральную часть Арафурского моря и неожиданно увидел берег. Это была Австралия.
Есть ещё материал о Джеймс Куке английском исследователе Австралии и Океании.Если конечно есть интерес к этому.
В западной части полуострова Кейп-Йорк, близ устья небольшой речки, в мае 1606 года голландцы произвели первую документально подтвержденную высадку европейцев на Австралийском континенте. Янсзон вел свой корабль вдоль плоского пустынного берега. Хотя неизвестная земля, как убедились голландцы, тянулась и дальше на юг, 6 июня 1606 года у мыса Кервер («Поворот») «Дюфкен» повернул на 180 градусов и двинулся в обратный путь.
Во время высадки в заливе Альбатрос голландцы впервые вступили в контакт с австралийскими аборигенами. Немедленно завязался бой, с обеих сторон погибло несколько человек. Продолжая движение к северу, моряки проследили и нанесли на карту побережье полуострова Кейп-Йорк почти до его северной оконечности. Общая протяженность исследованного побережья Австралии, которую Янсзон окрестил Новой Голландией, составила около 350 км.
Исследования материка голландцами
Крушение английского корабля «Трайэл», произошедшее 25 мая 1622 года на рифах близ островов Монте-Белло и Барроу, показало, что полная неизученность вод, омывающих побережье Северо-Западной и Северной Австралии, грозит большими опасностями. Руководство Голландской Ост-Индской компании приняло решение исследовать океан к югу от Явы и проследить южный берег Новой Гвинеи. Для выполнения этой задачи из Батавии в январе 1623 году на двух кораблях — «Пера» и «Арнхем» — отправилась экспедиция Яна Карстенса.
Более недели голландские моряки шли вдоль южного побережья Новой Гвинеи. Утром 16 февраля Карстенс увидел вдали высокий горный хребет — это была западная часть гор Маоке. Спустя пять дней группа голландцев высадилась на берег, чтобы пополнить запасы. Местное население было настроено очень враждебно. В результате стычки погибли 10 моряков, в том числе капитан «Арнхема». 20 марта экспедиция достигла юго-западной оконечности Новой Гвинеи.
Погода ухудшилась, начался шторм. 28 марта Карстенс отправил штурмана на шлюпке с 12 матросами исследовать видневшийся вдали берег. Он сообщили, что море к востоку становится все мельче, а в отдалении видна пустынная земля. Между тем идти вдоль берега становилось опасно: мели и рифы стали попадаться все чаще. Голландцы повернули в открытое море. 12 апреля на горизонте вновь показалась земля. Это была Австралия. Две недели корабли Карстенса шли на юг вдоль западного берега полуострова Кейп-Йорк, несколько раз высаживаясь на сушу — в устьях рек и в бухтах.
Встретившиеся им аборигены держались довольно мирно. Плоский и низменный берег Северо-Западной Австралии Карстенс характеризовал в своем отчете как «самый бесплодный на Земле». Голландцы даже не смогли отыскать здесь в достаточном количестве пресной воды. Кроме того, флагманский корабль экспедиции «Пера» был поврежден. Карстенс поручил Колстеру, капитану «Арнхема», завершить исследование побережья, а сам повернул на север и благополучно добрался до Молуккских островов. Колстер же, двигаясь на юг, сумел достичь залива Карпентария. Воспользовавшись попутным юго-восточным муссоном, он повернул отсюда на северо-запад и, следуя этим курсом, открыл большой полуостров, позднее названный в честь его судна полуостровом Арнхемленд.
Уход голландцев с материка
К началу 1640-х гг. голландцы знали и нанесли на карты следующие части Австралии: на севере — западный берег полуострова Кейп-Йорк, выступ Арнхемленда, все западное побережье материка и западную часть его южного берега. Однако по-прежнему не было ясности, что же представляет собой эта загадочная земля: отдельный континент или гигантский выступ еще неоткрытого Большого Южного материка? А прагматичных директоров Ост-Индской компании волновал еще и другой вопрос: какова потенциальная польза от этих новооткрытых земель? Каковы их коммерческие перспективы?
Ответить на эти вопросы должна была экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана, вышедшая в 1642 году из Батавии на двух небольших кораблях «Хемскерк» и «Зехан». Тасман не встретил никакого материка и лишь 24 ноября с борта «Зехана» увидели высокий берег, названный Землей Ван-Димена (ныне Тасмания). Тасман так и не понял, остров ли это или южный выступ Австралии, и Земля Ван-Димена считалась полуостровом еще более полутора столетий, пока не был пройден Бассов пролив. Отправившись далее на юго-восток, Тасман открыл Новую Зеландию, и на этом экспедиция практически завершилась, оставив массу нерешенных проблем.
В 1645 году губернатор Батавии Ван-Димен отправил Тасмана в новую экспедицию к берегам Австралии. Три корабля провели обзор южного берега Новой Гвинеи на протяжении 750 км и завершили открытие залива Карпентария, обойдя его восточный и впервые южный и западный берега. Опытные моряки, голландцы так и не заметили входа в Торресов пролив.
Всего экспедиция исследовала и нанесла на карту около 5,5 тыс. км побережья и установила, что все земли, ранее обнаруженные голландцами, представляют собой части единого материка — Новой Голландии. Однако ничего заслуживающего внимания с точки зрения коммерции на этом материке Тасман не нашел, и после 1644 года голландцы полностью охладели к Зеленому континенту.
Хочу показать монету "Tonga"История мореплавания One PA`ANGA-Краткая история:Голландец Jakob Le Maire 1585-1616 и William Schouten 1580-1625 открыли путь названный именем одного из мореплавателем под названием "Le Maire-Strasse"Из двух кораблей вернувшихся в Голландию,с которых началось их предпринимательство был только 360 тонн "Eendrach"Голландия в это время была впереди всех по корабле строениюТакой тип кораблей начался строить в Голландии с 1595 г в Hoorn-е.Оснастка флотом других кораблей также стало происходить в это время,в него входило парусная оснастка и форма которые увеличивали скорость кораблей.В одной из старых хроник говорится что длина по сравнению с шириной превосходила в четыре раза и даже были еще длиннее.Этот тип кораблей имел большие скоростные способности,чем корабли с более низкой посадкой.Также Фок мачта,главная мачта и другие мачты стали выше и также паруса стали корче ,и по колличеству больше и имели ступенчетую конструкцию.Эта новая конструкция и оснастка кораблей стала революционной и более скоростными в мире до конца эпохи парустных кораблейи легли в принцип постройки флота Нидерландского кораблестроения.Далее идут нумизматические характеристики;
Номинал 1 `Paаnga диаметр 38,6 мм
Металл серебро925/1000 вес 31,47 грамм
Пруф "РР" чеканка 1991 год изображены W Scbouten и J.Le Maire на корабле "Eendracht "слово состоит из двух словосочетаний "Dracht" это дракон в переводе "Eend"летающий,короче летающий дракон.
Тираж этой монеты 10000 шт.На этом пожалуй все ,дальше монета.Успехов Николай.Перевод сделал с анотации к монете,которую получил к ней..
Карта королевства Тонга.
К началу 1640-х гг. голландцы знали и нанесли на карты следующие части Австралии: на севере — западный берег полуострова Кейп-Йорк, выступ Арнхемленда, все западное побережье материка и западную часть его южного берега. Однако по-прежнему не было ясности, что же представляет собой эта загадочная земля: отдельный континент или гигантский выступ еще неоткрытого Большого Южного материка? А прагматичных директоров Ост-Индской компании волновал еще и другой вопрос: какова потенциальная польза от этих новооткрытых земель? Каковы их коммерческие перспективы?
Ответить на эти вопросы должна была экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана, вышедшая в 1642 году из Батавии на двух небольших кораблях «Хемскерк» и «Зехан». Тасман не встретил никакого материка и лишь 24 ноября с борта «Зехана» увидели высокий берег, названный Землей Ван-Димена (ныне Тасмания). Тасман так и не понял, остров ли это или южный выступ Австралии, и Земля Ван-Димена считалась полуостровом еще более полутора столетий, пока не был пройден Бассов пролив. Отправившись далее на юго-восток, Тасман открыл Новую Зеландию, и на этом экспедиция практически завершилась, оставив массу нерешенных проблем.
В 1645 году губернатор Батавии Ван-Димен отправил Тасмана в новую экспедицию к берегам Австралии. Три корабля провели обзор южного берега Новой Гвинеи на протяжении 750 км и завершили открытие залива Карпентария, обойдя его восточный и впервые южный и западный берега. Опытные моряки, голландцы так и не заметили входа в Торресов пролив.
Всего экспедиция исследовала и нанесла на карту около 5,5 тыс. км побережья и установила, что все земли, ранее обнаруженные голландцами, представляют собой части единого материка — Новой Голландии. Однако ничего заслуживающего внимания с точки зрения коммерции на этом материке Тасман не нашел, и после 1644 года голландцы полностью охладели к Зеленому континенту.
Хочу показать монету "Tonga"История мореплавания One PA`ANGA-Краткая история:Голландец Jakob Le Maire 1585-1616 и William Schouten 1580-1625 открыли путь названный именем одного из мореплавателем под названием "Le Maire-Strasse"Из двух кораблей вернувшихся в Голландию,с которых началось их предпринимательство был только 360 тонн "Eendrach"Голландия в это время была впереди всех по корабле строениюТакой тип кораблей начался строить в Голландии с 1595 г в Hoorn-е.Оснастка флотом других кораблей также стало происходить в это время,в него входило парусная оснастка и форма которые увеличивали скорость кораблей.В одной из старых хроник говорится что длина по сравнению с шириной превосходила в четыре раза и даже были еще длиннее.Этот тип кораблей имел большие скоростные способности,чем корабли с более низкой посадкой.Также Фок мачта,главная мачта и другие мачты стали выше и также паруса стали корче ,и по колличеству больше и имели ступенчетую конструкцию.Эта новая конструкция и оснастка кораблей стала революционной и более скоростными в мире до конца эпохи парустных кораблейи легли в принцип постройки флота Нидерландского кораблестроения.Далее идут нумизматические характеристики;
Номинал 1 `Paаnga диаметр 38,6 мм
Металл серебро925/1000 вес 31,47 грамм
Пруф "РР" чеканка 1991 год изображены W Scbouten и J.Le Maire на корабле "Eendracht "слово состоит из двух словосочетаний "Dracht" это дракон в переводе "Eend"летающий,короче летающий дракон.
Тираж этой монеты 10000 шт.На этом пожалуй все ,дальше монета.Успехов Николай.Перевод сделал с анотации к монете,которую получил к ней..
Карта королевства Тонга.
Есть ещё материал о Джеймс Куке английском исследователе Австралии и Океании.Если конечно есть интерес к этому.
kroko1963
07.02.2021, 10:15
Спасибо! почитал с удовольствием!!!
Сразу вспомнил свою поездку в Новую Зеландию и Австралию
И про Кука я думаю всем тоже будет интересно, ибо в Австралии это очень знаменитая личность и почитаемая!!!
Вот это место!!! где высадился Кук, стоит памятник с доской и в воде тоже небольшой памятник, тогда был отлив и там ступила нога Кука и моя!!!!
Добрый день Геннадий!Спасибо за твои дополнения,очень познавательно,тем более от человека,который там побывал.К сожалению из -за возраста уже не смогу увидеть своими глазами зту далёкую и интересную страну!Здоровья тебе и твоей семье!С уважением Николай.
Тему наверняка продолжу!
Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в городе Мартон-ин-Кливленд (ныне в графстве Саут-Йоркшир), в семье бедного шотландского батрака. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учёбы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Геркулес» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.
Начало карьеры
Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Геркулес», принадлежавшем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон — Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров — «Три брата».
Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провёл на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».
Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшипом», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей — неизвестны причины, по которым Кук предпочёл тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом.
Вскоре началась Семилетняя война (1756 год). «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 года у острова Уэсан «Игл» вступил в бой с французским кораблём «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.
По достижении двухлетнего стажа, в 1757 году Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 года был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).
Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, — обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера объём работы был очень велик, с другой — работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нём. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён мастером на флагманский корабль «Нортумберленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.
Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 года Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763—1794), Натаниэль (1764—1781), Элизабет (1767—1771), Джозеф (1768—1768), Джордж (1772—1772) и Хью (1776—1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 года в возрасте 93 лет.
Миниатюры
Кругосветные плавания.
Первое кругосветное плавание (1768—1771 годы)
первая, вторая и третья экспедиции Кука
Официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры через диск Солнца. Однако в секретных приказах, полученных Куком, ему предписывалось незамедлительно после завершения астрономических наблюдений отправляться в южные широты на поиски так называемого Южного материка (также известен как Terra Incognita). Также целью экспедиции было установить берега Австралии, особенно её восточное побережье, которое совершенно не было исследовано.
Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:
Кук был моряком, и следовательно подчинялся Адмиралтейству, которому в качестве начальника экспедиции нужен был свой человек. Именно по этой причине Александер Далримпл, также претендующий на это звание, был невыгоден Адмиралтейству.
Кук был не просто моряком, а моряком опытным.
Даже среди опытных моряков Кук выделялся обширным опытом в картографии и навигации, о чём свидетельствовала успешно проведённая работа по измерению фарватера реки Св. Лаврентия. Опыт этот был подтверждён непосредственно действующим адмиралом (Колвиллом), который, рекомендуя работы Кука к публикации, охарактеризовал Кука следующим образом: «Зная по опыту одарённость мистера Кука и его способности, я считаю его достаточно квалифицированным для работы, которую он выполнил, и для крупнейших предприятий того же рода»
Для экспедиции был выделен «Индевор» — небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.
Ботаниками были Даниэль Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники — Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.
Ход экспедиции
26 августа 1768 года «Индевор» вышел из Плимута и 10 апреля 1769 года достиг берегов Таити. Выполняя приказы Адмиралтейства, предписывающие «всеми средствами поддерживать дружбу с туземцами», Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции и команды корабля с аборигенами. Категорически запрещалось вступать в конфликты с местными жителями, применять насилие. Имевшиеся случаи нарушения этого приказа строго карались. Свежие продукты для экспедиции добывались путём обмена на европейские товары. Подобное поведение англичан, пусть и продиктованное сугубо прагматическими соображениями (возбуждать излишнюю ненависть к себе было просто невыгодно), являлось по тем временам нонсенсом — европейцы, как правило, достигали своих целей с применением насилия, грабя и убивая аборигенов (были также случаи беспричинных убийств). Миролюбивая политика дала плоды — с островитянами удалось установить хорошие отношения, без чего наблюдение за Венерой серьёзно затруднилось бы.
С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами — частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.
С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.
После проведения астрономических наблюдений Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчёркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.
Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашёл бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие — поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).
В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.
11 июня корабль сел на мель, серьёзно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через повреждённую бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьёзном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим Барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и рифом, усеянной мелями и подводными скалами.
Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путём, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды — продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).
Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришёл в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с её нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.
На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибли 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию.
Итоги експедиции.
Открытие Южного материка — не была выполнена, и, как теперь известно, не могла быть выполненной Куком во время первого плавания.
Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия — это два самостоятельных острова, разделённые узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось нанести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, до того времени совершенно не исследованного. Был открыт пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.
Сам Кук после возвращения на родину был произведён в капитаны 1-го ранга (Captain).
Ход экспедиции.
13 июля 1772 года корабли вышли из Плимута. В Кейптауне, куда прибыли 30 октября 1772 года, к экспедиции присоединился ботаник Андерс Спаррман. 22 ноября корабли покинули Кейптаун, взяв курс на юг.
В течение двух недель Кук искал так называемый остров Обрезания, — землю, которую увидел впервые Буве, однако не смог точно определить её координаты. Предположительно, остров находился приблизительно в 1700 милях южнее мыса Доброй Надежды. Поиски ничего не дали, и Кук отправился дальше на юг.
17 января 1773 года корабли пересекли (впервые в истории) Южный полярный круг. 8 февраля 1773 года, во время шторма, корабли оказались вне пределов прямой видимости и потеряли друг друга. Действия капитанов после этого были следующими.
Кук в течение трёх дней курсировал, пытаясь найти «Эдвенчур». Поиски оказались безрезультатными и Кук повёл «Резолюшн» курсом на юго-восток до 60-й параллели, затем повернул на восток и оставался на этом курсе вплоть до 17 марта. После этого Кук взял курс на Новую Зеландию. 6 недель экспедиция провела на якорной стоянке в заливе Туманный, занимаясь исследованиями этого залива и восстанавливая силы, после чего двинулась в залив Шарлотты — заранее обговоренное на случай потери место встречи.
Фюрно двинулся к восточному побережью острова Тасмания с целью установить, является ли Тасмания частью австралийского материка или самостоятельным островом, однако в этом не преуспел, ошибочно решив, что Тасмания — часть Австралии. Затем Фюрно повёл «Эдвенчур» к месту встречи в залив Шарлотты.
7 июня 1773 года корабли вышли из залива Шарлотты и направились на запад. Во время зимних месяцев Кук хотел заняться исследованием малоизученных районов Тихого океана, прилегающих к Новой Зеландии. Однако из-за обострения цинги на «Эдвенчуре», которое было вызвано нарушениями установленного режима питания, пришлось посетить Таити. На Таити в рацион команд было включено большое количество фруктов, таким образом удалось вылечить всех цинготных больных.
После Таити Кук посетил остров Хуахине, на котором ему удалось приобрести около 300 свиней. Несмотря на то, что с островитянами и их вождём были установлены прекрасные отношения, некоторые члены экспедиции подверглись на этом острове нападению злоумышленников. Так, 6 сентября матрос Спарман был ограблен и избит, угрозе нападения подвергся и сам Кук. 7 сентября, перед самым отплытием, к экспедиции присоединился Омай, житель близлежащего острова Ульетеа, куда Кук собирался сразу после Хуахине.
Ульетеа увидели вечером того же дня. На этом острове было куплено столько свиней, что их общее количество, по оценкам Кука, достигло 400 голов. На Ульетеа Кук взял с собой ещё одного островитянина по имени Эдидей.
Следующими островами, где побывал Кук, были Эуа и Тонгатабу, жители которых настолько поразили Кука своим дружелюбием и доверием, что Кук назвал эти острова вместе с третьим островом, находящимся неподалёку, островами Дружбы. Это название, утратившее впоследствии статус официального, употребляется до сих пор.
У берегов Новой Зеландии, куда Кук отправился после островов Дружбы, корабли попали в шторм и снова разошлись. Переждав шторм в проливе Кука, «Резолюшн» вернулся в залив Шарлотты, условленное место встречи, однако «Эдвенчура» здесь ещё не было. Во время трёхнедельного ожидания англичане стали свидетелями сцен каннибализма среди местных жителей.
Так и не дождавшись «Эдвенчура», Кук двинулся на юг, оставив на берегу записку для капитана Фюрно. В ней Кук обозначил места, которые собирался посетить после возвращения из полярных морей, и предложил Фюрно либо попытаться встретиться, либо вернуться в Англию. «Эдвенчур» пришёл в залив Шарлотты спустя неделю после отплытия Кука. 17 декабря 1773 года произошло чрезвычайное происшествие — восемь матросов во главе с двумя боцманами, направленные на берег за свежими овощами, были убиты и съедены новозеландцами. Капитан Фюрно принимает решение (возможно, под впечатлением от произошедшего) возвращаться в Англию. На следующий же день (18 декабря) Фюрно покидает Новую Зеландию и направляется в Кейптаун. Пополнив запас продовольствия и оставив Куку записку, Фюрно возвращается в Англию.
Кук же вновь следует в полярные воды и 21 декабря 1773 года второй раз пересекает Южный полярный круг. 30 января 1774 года, когда «Резолюшн» достиг 71° 10' ю. ш., путь был преграждён сплошным полем пакового льда. Это была самая южная точка, которую удалось достичь Куку за все время его путешествий.
Посетив остров Пасхи (12 марта 1774 года) и Маркизские острова (7 апреля 1774 года), «Резолюшн» 22 апреля 1774 года снова подходит к берегам Таити. Здесь Кук становится свидетелем подготовки таитян к войне с жителями соседнего острова Муреа. Особенное впечатление на экспедицию произвёл таитянский военный флот, который описывается в журнале Кука следующим образом:
Флот состоял из 160 военных судов и 150 судов, предназначенных для подвоза съестных припасов. Военные суда имели от 40 до 50 футов в длину. Над носовою их частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых — по восемь. Я высчитал, что всего в таитянском флоте занято 7700 человек, но многие офицеры сочли эту цифру преуменьшенной. Все суда были украшены разноцветными флагами и представляли величественное зрелище, какого мы не ожидали увидеть в этих морях. Впереди шел адмиральский корабль, состоящий из двух больших военных судов, соединенных вместе. На нём ехал командующий флотом адмирал Товга, пожилой человек с красивым, мужественным лицом.
После Таити Кук посетил острова Хуахине и Раиатеа, острова Дружбы. На островах Фиджи экспедиция выдержала несколько стычек с аборигенами. На острове Танна (о-ва Фиджи) были пополнены запасы продовольствия.
3 сентября 1774 года была открыта Новая Каледония. 18 октября 1774 года Кук в третий раз встал на якорь в заливе Шарлотты и пробыл там до 10 ноября.
10 ноября 1774 года экспедиция направилась на восток через Тихий океан, достигнув Магелланова пролива 17 декабря. Уже в Атлантическом океане была открыта Южная Георгия, но и на этот раз достичь Антарктиды не удалось.
21 марта 1775 года Кук возвращается в Кейптаун для ремонта, где получает записку, оставленную ему капитаном Фюрно. Из Кейптауна «Резолюшн» направляется прямиком в Англию и 30 июля 1775 года входит в Спитхед.
Результаты экспедиции
Был открыт целый ряд островов и архипелагов в Тихом океане.
Доказано, что в южных широтах нет новых сколько-нибудь значительных земель, и, следовательно, продолжать поиски в этом направлении нет смысла.
Хотя реальный южный материк — Антарктида — так и не был открыт, было установлено, что в любом случае он был бы бесполезен для колониальной экспансии.
Глобус трёх кругосветных экспедиций и здание крупнейшей тюрьмы Порт-Артур "штат Тасмания для привезённых в Австралию осуждённых.
Численность коренного населения, которая составляла от 750 000 до 1 000 000 человек в начале заселения Австралии европейцами, резко снизилась за 150 лет после начала заселения, в основном из-за инфекционных заболеваний, принесённых белыми.
Основная цель, поставленная Адмиралтейством перед третьей экспедицией Кука, — открытие так называемого Северо-Западного прохода — водного пути, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океаны.
Состав экспедиции
Экспедиции, как и ранее, было выделено два корабля — флагманский «Резолюшн» (водоизмещение 462 тонны, 32 пушки), на котором Кук совершил второе путешествие, и «Дискавери» водоизмещением 350 тонн, имевший 26 пушек. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Дискавери» — Чарльз Клерк, участвовавший в первых двух экспедициях Кука. Джон Гор, Джеймс Кинг, Джон Уильямсон были на «Резолюшн» соответственно первым, вторым и третьим помощниками капитана. На «Дискавери» первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен. В качестве художника в экспедиции работал Джон Уэ
Англию корабли покинули порознь: «Резолюшн» вышел из Плимута 12 июля 1776 года, «Дискавери» — 1 августа. По дороге в Кейптаун Кук посетил остров Тенерифе. В Кейптауне, куда Кук прибыл 17 октября, «Резолюшн» был поставлен на ремонт по причине неудовлетворительного состояния бортовой обшивки. «Дискавери», прибывший в Кейптаун 1 ноября, был также отремонтирован.
1 декабря корабли вышли из Кейптауна. 25 декабря посетили остров Кергелен. 26 января 1777 года корабли подошли к Тасмании, где пополнили запасы воды и дров.
Из Новой Зеландии корабли отправились на Таити, однако из-за встречных ветров Кук был вынужден изменить курс и посетить сначала острова Дружбы. На Таити Кук прибыл 12 августа 1777 года.
7 декабря 1777 года корабли двинулись в Северное полушарие, экватор пересекли 22 декабря. Через два дня, 24 декабря, был открыт остров Рождества. Находясь на этом острове, экспедиция наблюдала солнечное затмение.
18 января 1778 года были открыты Гавайские острова, названные Куком Сандвичевыми, по имени одного из лордов Адмиралтейства. Это название употреблялось до середины XX века.
На Гавайях экспедиция пробыла до 2 февраля, восстанавливая силы и готовясь к плаванию в северных широтах, затем двинулась на северо-восток, к западному побережью Северной Америки. На этом пути корабли попали в шторм и получили частичные повреждения («Резолюшн», в частности, потерял бизань-мачту).
30 марта 1778 года корабли стали на ремонт в протяжённом и узком заливе Нутка (англ. Nootka Sound), вдающемся со стороны Тихого океана в остров Ванкувер.
26 апреля, закончив ремонт, они вышли из залива Нутка и направились вдоль североамериканского побережья на север. У берегов Аляски, однако, снова пришлось сделать остановку для ремонта, так как «Резолюшн» сильно протекал.
В начале августа корабли прошли через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. Здесь они натолкнулись на сплошное ледяное поле. Продолжать дорогу на север было невозможно, приближалась зима, поэтому Кук развернул корабли, намереваясь провести зиму в более южных широтах.
2 октября 1778 года Кук достиг Алеутских островов, здесь он встретил русских промышленников, которые предоставили ему свою карту, составленную экспедицией Беринга. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесённые у Кука лишь приблизительно, были отображены на ней с высокой точностью и детализацией. Известно, что Кук перерисовал эту карту и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга.
24 октября 1778 года корабли покинули Алеутские острова и 26 ноября достигли Гавайских островов, однако подходящая стоянка для кораблей была найдена только 16 января 1779 года. Жители островов — гавайцы — сосредоточились вокруг кораблей в большом количестве; Кук в своих записях оценивал их число в несколько тысяч. Позднее стало известно, что высокий интерес и особенное отношение островитян к экспедиции объяснялись тем, что они приняли Кука за одного из своих богов. Хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали, однако, быстро портиться; с каждым днём количество хищений, совершаемых гавайцами, возрастало, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились всё горячее.
Чувствуя, что обстановка накаляется, Кук 4 февраля покинул залив, однако начавшийся вскоре шторм нанёс серьёзный ущерб такелажу «Резолюшн» и 10 февраля корабли были вынуждены вернуться для ремонта (другой якорной стоянки поблизости не было). Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. Отношение гавайцев к экспедиции стало тем временем откровенно враждебным. В окрỳге появилось много вооружённых людей. Число краж увеличилось. 13 февраля с палубы «Резолюшн» были украдены клещи. Попытка их вернуть оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением.
На следующий день, 14 февраля, был украден баркас с «Резолюшн». Для того, чтобы вернуть украденное имущество, Кук решил взять на борт в качестве заложника Каланиопу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооружённых людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом Филипсом, он прошёл к жилищу вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Каланиопа последовал за англичанами, однако у самого берега отказался следовать дальше, предположительно, поддавшись уговорам жены.
Тем временем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Среди них разнёсся слух, что англичане убили нескольких гавайцев (в дневниках капитана Клерка упомянут один туземец, убитый людьми лейтенанта Рикмена незадолго до описываемых событий), и эти слухи, а также не вполне однозначное поведение Кука, подтолкнули толпу к началу враждебных действий. В начавшейся схватке сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль. Есть несколько противоречивых свидетельств очевидцев тех событий, и по ним сложно судить о том, что же произошло на самом деле. С достаточной степенью достоверности можно лишь сказать, что среди англичан началась паника, команда стала беспорядочно отступать к шлюпкам, и в этой суматохе Кук был убит гавайцами (предположительно ударом копья в затылок).
Из дневника лейтенанта Кинга:
«Увидев, что Кук упал, гавайцы издали победоносный вопль. Тело его тут же втащили на берег, и окружавшая его толпа, жадно выхватывая кинжал друг у друга, принялась наносить ему множество ран, так как каждый хотел принять участие в его уничтожении».
Таким образом, вечером 14 февраля 1779 года 50-летний капитан Джеймс Кук был убит жителями Гавайских островов. Капитан Клерк в своём дневнике утверждает, что если бы Кук отказался от вызывающего поведения перед лицом многотысячной толпы, несчастного случая удалось бы избежать:
Рассматривая всё это дело в целом, я твёрдо уверен, что оно не было бы доведено до крайности туземцами, если бы капитан Кук не предпринял попытку наказать человека, окружённого толпой островитян, всецело полагаясь на то, что в случае необходимости солдаты морской пехоты смогут огнём из мушкетов рассеять туземцев. Подобное мнение, несомненно, основывалось на большом опыте общения с различными индейскими народностями в различных частях света, но злосчастные сегодняшние события показали, что в данном случае это мнение оказалось ошибочным.
Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, с тем чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них.
По словам лейтенанта Филипса, гавайцы не собирались препятствовать возвращению англичан на корабль и тем более нападать, а многочисленность собравшейся толпы объяснялась их беспокойством за судьбу короля (небезосновательным, если иметь в виду ту цель, с которой Кук приглашал Каланиопу на корабль).
После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку. Клерк пытался добиться выдачи тела Кука мирным путём. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой высадившийся под прикрытием пушек десант захватил и сжёг дотла прибрежные поселения и отбросил гавайцев в горы. После этого гавайцы доставили на «Резолюшн» корзину с десятью фунтами мяса и человеческую голову без нижней челюсти. 22 февраля 1779 года останки Кука были захоронены в море. В Англию корабли вернулись 7 октября 1780 года.
Барельеф Д Кука на Гаваях и картина Смерть Кука и монета с изображением Кука.
Основная цель экспедиции это открытие Северо-Западного прохода не была достигнута.Были открыты Гавайские острова.остров Рождества и некоторые другие острова.
Зависимость от Великобритании (1788—1901)
Первая британская колония на континенте, Новый Южный Уэльс, была основана 26 января 1788 года, когда Артур Филлип привёл Первый флот в Порт-Джэксон. Этот день стал впоследствии национальным праздником — днём Австралии. Земля Ван-Димена (современная Тасмания) была заселена в 1803 году и получила статус отдельной колонии в 1825 году. Соединённое Королевство формально объявило западную часть Австралии своей в 1828 году, начав таким образом владеть всем континентом.
Со временем из частей Нового Южного Уэльса образовывались отдельные колонии: Южная Австралия в 1836 году, Виктория в 1851, а Квинсленд — в 1859 году. Северная территория была основана в 1911 году путём выделения части территорий Южной Австралии. Южная Австралия, Виктория и Западная Австралия основывались как так называемые «свободные колонии», то есть туда никогда не ввозили заключённых, однако в последние две колонии вскоре тоже начали ввозить заключённых. Нежелание жителей Нового Южного Уэльса принимать осуждённых привело к окончанию ввоза заключённых в эту колонию; последний корабль с осуждёнными прибыл в 1848 году (однако последний корабль с заключенными прибыл в Австралию 10 января 1868 года, в штат Западная Австралия).
Автор нескольких книг по защите прав и истории аборигенов Бейн Этвуд полагает, что программа «Украденные поколения» возможно способствовала снижению количества аборигенов Австралии[. Такая интерпретация истории аборигенов оспаривается многими консерваторами, такими как бывший премьер-министр Австралии Джон Говард, и считается ими преувеличенной или сфабрикованной по политическим или идеологическим причинам[60]. Дебаты вокруг «Украденных поколений» в Австралии получили название «Исторические войны». Федеральное правительство получило право принимать законы по отношению к аборигенам после референдума в 1967 году[62]. Права аборигенов на землю[en] не были признаны до 1992 года, когда Высокий суд в ходе дела Мабо против Квинсленда отменил понимание Австралии как terra nullius («земля, не принадлежащая никому») до заселения европейцами.
В начале 50-х годов XIX века в Австралии произошла золотая лихорадка. Позже, в 1854 году произошло Эврикское восстание против сборов денег за лицензии на работу в горном промысле, бывшее одним из первых выражений гражданского неповиновения. Между 1855 и 1890 годами шесть колоний индивидуально получили ответственное правительство, управляющее большей частью дел колонии, при этом те оставались в составе Британской империи. Министерство по делам колоний Британской империи в Лондоне сохранило свой контроль над некоторыми вопросами, в частности иностранными делами, обороной и Международным судоходством.
1 января 1901 года путём десятилетия планирования, консультаций и голосований была основана федерация колоний — Австралийский Союз. В 1907 году Союз получил статус доминиона Британской империи. Федеральная столичная территория (позднее переименованная в Австралийскую столичную территорию) образована в 1911 году в качестве места будущей столицы федерации, Канберры. От даты образования Австралийского Союза по 1927 год, до окончания строительства Канберры функцию столицы выполнял Мельбурн. В 1911 году из северных территорий штата Южная Австралия была образована Северная территория. В 1914 году Австралия добровольно приняла участие в Первой мировой войне на стороне Британской империи. Во время войны австралийцы приняли участие во многих крупных сражениях на Западном фронте. Из примерно 416 тысяч австралийцев, принявших участие в войне, около 60 тысяч были убиты, а 152 тысячи — ранены. Многие австралийцы считают поражение Австралийско-новозеландского армейского корпуса (АНЗАК) под Галиполи как момент рождения нации, её первым крупным военным действием. Аналогичным по влиянию событием считается битва за Кокоду в 1942 году.
В соответствии с Вестминстерским статутом единственной конституционной связью между Австралией и Великобританией остался общий глава государства — британский монарх. Австралия приняла его в 1942 году, но дата принятия была официально обозначена 1939 годом для того, чтобы подтвердить обоснованность законодательства, принятого парламентом Австралии во время Второй мировой войны. Шок от поражения Британии в Азии в 1942 году и угроза японского вторжения стали причинами сближения Австралии и США. С 1951 года, по условиям договора АНЗЮС, Австралия становится формальным военным союзником США.
После Второй мировой войны в Австралии начала поощряться иммиграция из Европы. С 1970-х годов, после отмены политики «Белая Австралия», повысился уровень иммиграции из Азии. В результате изменились демографические данные Австралии, культура и самооценка австралийцев (оценка нации в целом). В 1986 году был принят Акт Австралии, по которому было отменено верховенство британского парламента над парламентами отдельных австралийских штатов и верховенство британского суда.
Во время конституционного референдума 1999 года 55 % австралийцев отклонило проект по преобразованию Австралии в республику. Со времени избрания Гофа Уитлэма в 1972до начала 2000-х годов австралийская внешняя политика стала развивать связи с другими странами Тихоокеанского региона, сохраняя при этом тесные связи с традиционными союзниками и торговыми партнёрами Австралии.
Несколько современных монет Австралии.
Австралия — высокоразвитое постиндустриальное государство. Одна из немногих капиталистических стран, наиболее полно воплотивших принцип laissez-faire в управлении экономикой, согласно Индексу экономической свободы. Валовой внутренний продукт Австралии на душу населения несколько выше, чем в Великобритании, Германии и Франции по паритету покупательной способности. Страна была признана второй из 170 (2009 год) по индексу человеческого развития и шестой по качеству жизни по методике журнала «Экономист» (2005). В 2011 году рекордное число австралийских городов вошло в десятку наиболее комфортных для проживания городов мира этого же журнала, где Мельбурн занял первое, Сидней — шестое, Перт — восьмое, Аделаида — девятое места.
Значительный перевес добывающего сектора экономики над промышленным производством привёл к существенному росту австралийской экономики в начале столетия благодаря высоким ценам на ресурсы. Отрицательный платёжный баланс Австралии превышает 7 % ВВП, а значительный дефицит текущих статей платёжного баланса наблюдался на протяжении последних 50 лет. На протяжении последних 15 лет австралийская экономика росла в среднем на 3,7 % в год, в то время как среднемировой экономический рост составлял 2,5 % в этот же период.
Австралийский доллар является денежной единицей Австралийского Союза, а также острова Рождества, Кокосовых островов и острова Норфолк. Кроме того, эта валюта имеет хождение в независимых государствах Океании — Кирибати, Науру и Тувалу. Австралийская фондовая биржа — крупнейшая площадка страны по торговле акциями и деривативами.
В 1983 году правительство страны превратило австралийский доллар в свободно конвертируемую валюту и частично ослабило регулирование экономической системы[. За этим последовал ряд реформ, приведших к частичной дерегуляции рынка труда и дальнейшей приватизации государственных предприятий, прежде всего в сфере телекоммуникаций. Система косвенных налогов претерпела значительные изменения в июле 2000 года с введением специального австралийского налога на добавленную стоимость, что несколько снизило зависимость от подоходных налогов компаний и частных лиц, характеризовавшую налоговую систему Австралии до этих изменений.
В январе 2007 года общее число людей, занятых во всех сферах экономики Австралии, составило 10 033 480, уровень безработицы достигал 4,6 %. На протяжении последнего десятилетия инфляция не превышала 2—3 %, а базовые процентные ставки колебались в пределах 5—6 %. В начале 2008 года уровень безработицы понизился до 3,9 %, однако вновь достиг 4,4 % в декабре этого же года. Сектор услуг, включающий туризм, образование и банки, составляет 69 % ВВП. Хотя сельское хозяйство и добыча природных ресурсов составляют всего 3 % и 5 % ВВП соответственно, но при этом формируют заметную долю экспорта. По данным Всемирного банка, в 2012 году Австралия занимала третье место в мире после США и Франции по экспорту пшеницы (17,6 млн тонн стоимостью 5,7 млрд долларов). Во второй половине XX века экономика страны переориентируется на Японию и другие восточно-азиатские страны, которые становятся главными внешнеторговыми партнёрами Австралии. Главные покупатели австралийской продукции — Япония, Китай, США, Южная Корея и Новая Зеландия. В настоящее время Австралия ведёт активную работу по установлению режима свободной торговли с Китаем — вторым после Японии внешнеторговым партнёром страны.
По версии журнала Newsweek, страна занимает 4-е место в списке «Лучшие страны мира». Этот сводный показатель состоит из следующих рейтингов: образование — 13-е место, здоровье — 3-е место, качество жизни — 6-е место, динамизм экономики— 6-е место, политическая обстановка — 9-е место.
По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum), в рейтинге мировой конкурентоспособности (Список самых конкурентоспособных стран мира) за 2010—2011 года Австралия занимает 16-е место.
По производству электроэнергии на душу населения занимает одно из первых мест в мире.
Ещё пару монет.город
Брисбен самая растущая столица штата с 1998 гпо 2002 года,население увеличивается на 2% ежегодно.
Миниатюры
101_2509.jpg 101_2510.jpg 101_2516.jpg 101_2517.jpg 1024px-brisbane_skyline_and_brisbane_river-_february_2014.jpg
nik-ra 'невидим' Добавить отзыв для nik-ra Пожаловаться на это сообщение Редактировать/удалить сообщение Ответить с цитированием Мультицитирование этого сообщения Быстрый ответ на это сообщение
Несколько монет Новой Зеландии.С ув.Николай.ПС Геннадий наверняка у тебя имеются какие-то монеты Австралии и Океании и фотографии,которые ты привёз в память о твоем путешествии .Спасибо за внимание!
kroko1963
07.02.2021, 18:41
Добрый день Геннадий!Спасибо за твои дополнения,очень познавательно,тем более от человека,который там побывал.К сожалению из -за возраста уже не смогу увидеть своими глазами зту далёкую и интересную страну!Здоровья тебе и твоей семье!С уважением Николай.
Тему наверняка продолжу!
Спасибо Николай!!!!
И тебе и всем твоим родным и близким в это непростое время - удачи, здоровья и всего того что им хочется!!!!
vBulletin® v3.8.9, Copyright ©2000-2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot